Автоспорт

«Рено», где прогресс? Весь уик-энд в Сочи мы мучили французов этим вопросом

15
Турнир

«Рено» хочет догнать лидеров, но пока не может даже сократить отрыв. В Сочи мы спрашивали у всех ключевых фигур, что не так.

Раскроем карты, если кто ещё не знает: в своё время по какой-то не совсем понятной причине я начал поддерживать Нико Хюлькенберга. Соответственно когда немец перебрался в «Рено», я стал ещё внимательнее следить за развитием французской команды, её планами и заявлениями. А тут ещё на переход к «Рено» внезапно решился Даниэль Риккардо, так что теперь внимания к французам будет ещё больше.

Между тем назвать сезон-2018 действительно успешным язык не поворачивается. В конце прошлого чемпионата у «Рено» была практически бесспорно четвёртая по скорости машина, на смену слабому Палмеру пришёл сильный Сайнс, «Рено» продолжил набирать новых сотрудников и инвестировать деньги в развитие базы — всё говорило о том, что в 2018-м французы должны стать уверенно четвёртой силой пелотона и начинать подбираться к тройке лидеров. План был примерно следующий: сократить отставание от топов с секунды до половины и максимально приблизить двигатель к показателям «Феррари» и «Мерседеса».

В реальности всё не так: после зимних тестов было очевидно, что «Рено» вовсе не сократил отставания от тройки лучших и вдобавок пропустил вперёд «Хаас». По ходу сезона американцы, французы и примкнувшая к ним «Форс Индия» примерно сравнялись по силам — так себе показатель для заводского коллектива. Вдобавок по всему и по скорости развития «Рено» отнюдь не опережает соперников. Короче, вопросов всё больше. На «Сочи Автодроме» мы пообщались с Сирилем Абитебулем, Нико Хюлькенбергом и техническим директором Ником Честером, чтобы узнать их точку зрения.

Развитие машины

«Я никогда не бываю полностью довольным, — сходу говорит Абитебуль. — Нет причин быть довольным, если ты проигрываешь полторы секунды или вроде того. Я ожидал большего. Правильно ли я делал это? Это другой вопрос. Думаю, в плане шасси нам немного не хватало развития аэродинамики обоих антикрыльев по ходу зимы и на протяжении сезона. Возможно, ещё пара десятых обеспечила бы разницу. Нам нужно быть полностью сконцентрированными на понимании, какие изменения нам нужно внести, чтобы повысить скорость развития. Нам нужно развиваться быстрее, чем в этом году, особенно по части шасси».

Сириль Абитебуль: Я очень хочу предоставить Нико возможность побороться за подиум, если не за победу. Тут нет сомнений.

«Мы подготовили по ходу сезона много новинок, и практически все они сработали, — начинает с позитива Ник Честер. — Но хотелось бы более существенных шагов вперёд. Ты всегда хочешь большего. Я бы назвал нашу работу достойной, но нам не удалось приблизиться к лидерам, чей прогресс по-прежнему существенен. Нынешние правила существуют всего второй год, поэтому потенциал для развития всё ещё большой. Нам нужно работать дальше. Довольно трудно предсказать, какой будет ситуация в 2019-м, ведь правила опять поменяются. Изменения довольно сильно ударят по всем – многое будет зависеть от степени удара для каждой из команд и от того, кто быстрее оправится с помощью обновлений».

Одной из проблем болида 2018 года являлся сильный износ шин — особенно это проявилось в середине сезона. Честер считает, что проблему удалось взять под контроль.

«Думаю, мы стали лучше. Контролировать износ шин очень трудно. У нас были проблемы со второй или третьей гонки сезона и до середины года. Но мы внесли изменения в машину, что улучшило баланс, что, в свою очередь, позитивно сказалось на шинах. Я бы сказал, что мы перешли от плохой ситуации с износом к среднестатистической. Теперь мы хотим двигаться дальше и перейти к уровню, где мы лучше, чем большинство соперников».

Сириль Абитебуль: В следующем году мы представим новую платформу, сделаем ещё один шаг вперёд в плане мощности и скорости.

Мотор

Французы ожидали, что к концу сезона-2018 сократят до минимума отставание от «Мерседеса» и «Феррари» в плане моторов. Однако немцы и особенно итальянцы добились столь существенного роста мощности, что это стало для «Рено» неприятным сюрпризом. Впрочем, касательно мотора Абитебуль с критикой не согласен.

«Если говорить о моторе, то, несмотря на все получаемые нами комментарии, мы идём вполне в соответствии с планами. По сути единственное огорчение по мотору, что у нас есть ограничения по надёжности, по архитектуре, чтобы использовать имеющуюся у нас дополнительную мощность. Именно поэтому мы представили версию С для «Ред Булл» — с ограничениями по числу гонок, которые она может преодолеть. К слову, это никак не связано с высотой над уровнем моря… По сути в случае с мотором мы быстрее, чем ожидали, подошли к пределу нынешнего варианта. Поэтому в следующем году мы представим новую платформу, сделаем ещё один шаг вперёд в плане мощности и скорости. Так что лёгкое разочарование есть, но всё идёт в соответствии с планом», — говорит Сириль.

Перестройка команды

С момента возвращения команды в Энстоуне к «Рено» тамошнюю базу стали стремительно обновлять, заодно расширяя штат команды, в том числе с помощью «звёздных» приобретений. Однако прошло уже три года – было резонно поинтересоваться у Сириля, завершён ли переходный период. Оказывается, что нет.

«Мы достигнем к концу года уровня в 700 сотрудников. Мы планируем развиваться дальше, но уже менее быстрыми темпами, чем на сто человек в год. Думаю, в следующем году мы наймём ещё 50. Далее уже нужно будет сосредоточиться на качественной стороне вопроса. У нас теперь достаточно данных, чтобы оценить качество организации, качество людей, включая тех, кого мы недавно наняли, и это даст нам возможность внести изменения, если мы посчитаем их необходимыми.

По сути у нас гонка против времени, именно поэтому мы должны не мешкать во внесении изменений, чтобы развивать машину быстрее. Теперь Мартин Будковски полноценно работает в Энстоуне, и работа Мартина — постоянно оценивать качество наших процессов, наших людей и вносить изменения, которые необходимы. Мне, при 21 гонке в сезоне, было бы трудно выполнять эту работу. Мне был нужен кто-то, кто займётся этим, и теперь Мартин постоянно выполняет эту работу», — объяснил Абитебуль.

Пит-стопы

Явно неприятная для «Рено» тема — пит-стопы. Скорость их выполнения явно далека от идеала: французские пит-стопы практически никогда не попадают в десятку лучших по итогам гонки. Абитебуль не скрывает: проблема есть.

«Да, это ещё одна область для прогресса. И всё же мы сделали шаг вперёд. В прошлом году наши пит-стопы длились от трёх до четырёх секунд. Мы внесли изменения в конструкцию оборудования, теперь мы между двумя и тремя секундами, что по-прежнему недостаточно хорошо. Это очевидно. Нам нужна ещё серия изменений в дизайне – особенно колёсных гаек и всё того же оборудования. Думаю, всё необходимое для этого у нас есть – нужно просто внести изменения, чтобы пит-стопы проходили увереннее и их скорость стала выше. Такой план на следующий год имеется, но это ещё один показатель, что дела в Формуле-1 требуют времени».

Гонщики

Пожалуй, меньше всего у «Рено» болит душа по поводу гонщиков: нынешняя пара Хюлькенберг-Сайнс вполне хороша, а уж дуэт Риккардо-Хюлькенберг звучит ещё круче. Абитебуль вполне доволен всеми тремя пилотами.

После зимних тестов было очевидно, что «Рено» вовсе не сократил отставания от тройки лучших и вдобавок пропустил вперёд «Хаас».

«Начало сезона для Карлоса было непростым, но Карлос продолжил упорно работать, оставался очень сконцентрированным, был очень лоялен к команде и постепенно дошёл до момента, где, на мой взгляд, два наших гонщика очень близки друг к другу. Карлос мог бы оказаться выше в таблице, набрать больше очков, если бы не проблемы с надёжностью и некоторые операционные проблемы по ходу гонки.

У Нико с нами трёхлетний контракт, так что остаётся ещё один год. При этом у нас существует механизм опций, в который я не хотел бы вдаваться. Но мы всегда видели в Нико гонщика, который должен быть с нами на долгосрочной основе. Я очень хочу предоставить Нико возможность побороться за подиум, если не за победу. Тут нет сомнений. Я очень хочу увидеть этого парня на подиуме, он заслуживает подиума», — сказал Сириль.

К Хюлькенбергу в этом году разве что одна претензия: он часто проигрывает места на старте. Поэтому я спросил у самого немца, доволен ли он собой в этом отношении. «У меня в целом среднестатистические старты – не хуже, не лучше, — считает Нико. — Просто первый круг может складываться по-разному. Например, в Сингапуре у меня действительно был плохой старт, а чаще всего всё просто зависит от того, верно ли ты решишь, какую выбрать траекторию в повороте, угадаешь ли. Зависит от интуиции».

К слову, в Сочи Хюлькенберг хорошо среагировал на светофор, но к первому повороту пропустил отлично стартовавшего Сироткина и некоторых других пилотов. Однако контакт между Сергеем и Сайнсом, а также тот самый верный выбор траекторий позволил Нико к концу круга вернуться на исходное 12-е место. Будем следить дальше.

Ну а как насчёт Риккардо и его будущего в «Рено»? Абитебуль согласен, что на первых порах Дэну будет не очень просто соперничать с Хюлькенбергом, особенно в квалификациях.

«Трудно делать какие-либо предположения, когда приходит гонщик такого калибра и садится за руль совсем другой машины. Даниэлю несколько помогут изменения в правилах следующего года, ведь все машины будут сильно отличаться. Если бы регламент оставался прежним, то Даниэль обнаружил бы машину, которая менее конкурентоспособна: хуже в плане стабильности на торможении, входе в поворот, сцеплении на выходе. Нико и Карлос привыкли к этому, а у Даниэля могло бы уйти какое-то время на адаптацию, чтобы выжимать из машины максимум. Несмотря на изменения в правилах, я все равно ожидаю, что Даниэлю потребуется немного времени, чтобы выйти на уровень, на котором он сейчас выступает в «Ред Булл». Но, определённо, нас ожидает очень интересное соперничество. Это может дать толчок и всей команде, и лично Нико. Мы все ждём с нетерпением».

Резюмируем. В «Рено» осознают, что нынешних темпов развития не хватает, но, похоже, не уверены, что ситуацию удастся изменить уже к старту следующего сезона. Вот мотор – да, должен прибавить. Как и работа на пит-стопах. К гонщикам, повторимся, вопросов нет. Ну что, ждём-таки хоть в 2019-м уверенного четвёртого места? Замахнуться на большее раньше сезона-2020, похоже, пока нереально.

«Рено», где прогресс? Весь уик-энд в Сочи мы мучили французов этим вопросом

Фото: Mark Thompson/Getty Images
Турнир

Добавить комментарий