Автоспорт

Опасность для Сенны, авария Кубицы и 14 попыток покорить Дакар. Как гонщики «Формулы-1» участвовали в ралли

11
Турнир

Когда «Ф-1» уходит в отпуск, ее пилоты стараются не сидеть без дела и все чаще мелькают в различных автоспортивных сериях. Наибольшую активность в этом деле проявляет теперь уже бывший представитель «королевских гонок» Фернандо Алонсо. Испанец вновь решил проверить себя на прочность и в январе будущего года примет участие в одной из самых тяжелых гонок мира — «Дакаре».

В преддверии скорого старта марафона в Саудовской Аравии вспоминаем пилотов «Ф-1», сменивших болиды на раллийные машины.

Не Алонсо единым

Фернандо — не единственный, кто во время выступлений в «Формуле-1» одновременно пробовал себя где-то еще. Самый свежий пример — гонщик «Мерседеса» Валттери Боттас, в минувшие выходные решивший снова приобщиться к главной гоночной страсти всех финнов. Он финишировал первым в общем зачете в «Ралли Лазурного берега», прошедшее на «Поль-Рикаре» и в его окрестностях. Для Боттаса этот успех не стал первым — 2019 год он начал с победы в дебютном выступлении на одном из спецучастков «Ралли Арктики» в январе.

Когда выход за рамки был нормой

Двукратный чемпион «Формулы-1» Джим Кларк был одним из тех гонщиков, которым, казалось, по силам все. Шотландец победил в 25 гонках в «королеве автоспорта», занял первое место в «Инди-500» и выиграл титул в британском чемпионате по турингу, а также участвовал в НАСКАРе и трижды выходил на старт марафона «24 часа Ле-Мана». Нашлось место в его плотном графике и для гонок по бездорожью — в 1966-м Кларк на «Лотусе» участвовал в «Ралли Уэльса». Джим подошел к подготовке со всей серьезностью в отличие от Грэма Хилла — будущего напарника Кларка по «Лотусу» в «Ф-1». Штурманом англичанина был корреспондент газеты, а сама его вылазка была больше похожа на рекламный трюк.

В отличие от сошедшего на второй день Хилла, Кларк на трех спецучастках поставил лучшие времена, несколько раз выходил на второе место и держался в топ-4 на других 16-ти отрезках. Однако ближе к концу из-за повреждений на автомобиле Джим вынужден был сойти.

Поиск себя

Если для британских чемпионов выступление в ралли носило периодический характер, то первым чемпионом «Ф-1», пришедшим в серию на постоянной основе, стал Кими Райкконен.

Хотя финн и любит ралли, но без воли случая он вряд ли посвятил бы два года чемпионату мира. Да, его дебют состоялся еще летом 2009-го на домашнем этапе в Финляндии, но стать полноценным участником WRC с февраля 2010 года ему пришлось из-за потери места в «Феррари». В ралли у Райкконена была отличная площадка для уверенного старта: юниорская заводская команда «Ситроен», напарник-ориентир в виде будущего шестикратного чемпиона Себастьяна Ожье и опытный штурман Кай Линдстрем, ассистировавший в свое время Томми Мяккинену. Несмотря на такое подспорье, у Кими была долгая и не самая лучшая раскачка. За два сезона и 21 этап он заработал лишь 59 очков и ни разу не финишировал выше шестого места. Объяснить это можно слишком ранним попаданием в высший класс, где он просто остался в тени чемпионов.

https://twitter.com/racinghumour/status/421384238840438786

Что погубило, то и возродило

Роберта Кубицу в ралли многие помнят по злополучной аварии в 2011 году, которая, по словам поляка, лишила его места в «Феррари» в «Ф-1». Это был действительно настоящий кошмар — машина на первом же спецучастке в Италии перевернулась, и гонщик остался зажатым в обломках на полтора часа. Затем сложные операции и долгий путь восстановления… 

В автоспорт ему помогло вернуться снова ралли, где Кубица выступал довольно неплохо. В сентябре 2012-го Роберт победил на этапе в итальянском чемпионате. В следующем сезоне он уже попеременно соревновался на некоторых этапах в WRC и в младшем зачете WRC-2, где выиграл титул и одержал пять побед в семи гонках. Однако логичный переход на полноценное расписание в чемпионат мира успехом не увенчался. Кубица, как и Кими, выше шестого места не забирался, да и попадал в очки не так часто. В 2014-м из 13 этапов в топ-10 он заехал лишь трижды. Поляк был первым на отдельных спецучастках, но на полную дистанцию его не хватало. Пилот «Форда» часто ошибался, поэтому противопоставить что-то сильным соперникам не мог. Последним для Роберта стало “Ралли Монте-Карло” зимой 2016 года, и после него Кубица сосредоточил внимание на возвращении в «Формулу-1».

Бразильский волшебник меняет профессию

Связан с ралли и трехкратный чемпион «Формулы-1» Айртон Сенна. Правда, полноценно в заездах он не участвовал — его опыт за рулем автомобиля для езды по бездорожью ограничился тестами. В 1986 году британский журнал пригласил бразильца в Уэльс, где тот прокатился по спецучастку на пяти машинах. Это был первый и последний опыт Сенны. Позже он заявил, что считает ралли слишком опасным. Управление оказалось для гонщика непростым: он с трудом удерживал автомобиль в поворотах и не всегда понимал, как правильно нужно ехать на разных участках трассы.

Из формул и спорткаров — в пески

Жаки Икс известен не только как шестикратный победитель «24 часов Ле-Мана» и гонщик, который вышел за рамки «Формулы-1» и попробовал почти все, включая «Инди-500». Бельгиец 14 (!) раз участвовал в одной из опаснейших гонок мира — ралли-марафоне «Дакар». За столько попыток пески Африки успешно покорились ему только однажды — в 1983-м, причем в одной из самых сложных вариаций за всю историю. Рекордно длинный маршрут Париж-Алжир-Дакар, не предусматривавший ни дня отдыха, и застигшая в середине пути песчаная буря подкосили немало пилотов: к десятому из 15 этапов в зачете автомобилей из 213 стартовавших осталось лишь 64 экипажа. Однако ничего не сдержало Жаки в охоте на первую победу для гонщиков «Ф-1» в «Дакаре», и он успешно доехал до финиша на своем «Мерседесе». В следующие разы Иксу победить больше не удалось, однако до пьедестала добраться все-таки получилось — он был вторым в 1986 и 1989 годах.

Икс, который выигрывал в «Формуле-1», «24 часах Ле-Мана» и «Дакаре», является ориентиром для Алонсо — испанцу осталось лишь победить в легендарном марафоне среди пустынь, который пройдет с 5 по 17 января.

Турнир

Добавить комментарий