Футбол

Кто больше достоин «Оскара»: Соболев или Дзюба?

38

«О, кино пошел смотреть!» — это выражение в футбольном лексиконе появилось относительно недавно, а точнее — с введением ВАР. Речь, как вы догадываетесь, о тех случаях, когда главный арбитр матча по призыву видеоассистента направляется к монитору у кромки поля, чтобы в деталях рассмотреть тот или иной спорный эпизод, влияющий на ход игры.

Многозначительная, скажу я вам, фраза, а самое меткое слово в ней — «кино». Потому что в подобных видеороликах порой можно разглядеть не только документальные кадры игрового момента, но и высокое актерское мастерство отдельных исполнителей. Когда иные виртуозы-хитрюги доигрывают эпизод не в футбольном, а в киношном смысле.

Между тем некоторые судьи на такую «игру» футболистов поддаются. И назначают 11-метровые, которые подчас коверкают результаты матчей.

За примерами далеко ходить не надо.

Александр Сергеевич, «великий русский актер»

В понедельник в Уфе «Спартак» ушел от поражения в компенсированное время благодаря пенальти, реализованному Александром Соболевым. Форвард «красно-белых» пробил с «точки» бодренько, хлестко, под самую перекладину. Трудно даже было поверить, что за полторы минуты до того он корчился от мук, лежа на промерзшем искусственном газоне местного стадиона.

Открыть видео

Как раз тот случай, когда футболист, на мой взгляд, проявил недюжинные актерские способности. Спору нет, защитник хозяев Алексей Никитин в верховом единоборстве задел локтем подбородок Соболева, но главный судья матча Павел Кукуян внимания на это столкновение не обратил и продолжил игру. Уверен, не заметил бы его и видеоассистент Игорь Панин, не рухни спартаковский нападающий как сноп, схватившись обеими руками за лицо. Мне действо показалось картинным, но ведь сработало! В итоге гости хоть что-то наскребли на выезде в почти безнадежной ситуации.

Формально у Кукуяна, возможно, и был повод наказать уфимцев, поскольку контакт локтя Никитина с лицом Соболева действительно имел место. Но все равно со стороны этот эпизод выглядел скорее наигранным.

— На поле оказался великий русский актер Александр Соболев, который сыграл так, что судья даже ничего не заподозрил. От легкого прикосновения он рухнул как подкошенный, — иронизировал после игры в интервью ТАСС председатель совета директоров «Уфы» Ростислав Мурзагулов. — В ЭСК не будем обращаться. Есть мизерный контакт, от которого человек падает. Мы же не сможем доказать, что это была симуляция. Падение было картинным, но сыграл он неплохо, раз судья это так трактовал.

Чувствуется, что боссу «Уфы» обидно за упущенную победу, но понять его в принципе можно.

А спартаковская «семерка», кстати, уже не в первый раз в этом сезоне замечена в цирковых падениях, апелляциях к судьям, игре на публику. Не оттого ли у Александра Сергеевича всего один забитый мяч с игры в 15 матчах чемпионата, что он профессиональному футбольному мастерству предпочел театральное?

«Боль пришла нежданно-негаданно, через две секунды»

В амплуа героя-мученика Соболеву, впрочем, есть у кого поучиться. У Артема Дзюбы, например. Казалось бы, атлет ростом под два метра, еще недавно народный кумир, прирожденный бомбардир, наколотивший больше всех мячей в чемпионатах России. Ему-то зачем притворство? Ан нет, одно другому не мешает.

В недавнем матче группового этапа Лиги чемпионов с «Мальме» невская команда, как и «Спартак» в Уфе, спаслась благодаря пенальти. Точнее, их было целых два — и к обоим оказался причастен Дзюба. Сначала на 53-й минуте он пробил с «точки» нелепо, прямо по центру, так, что вратарь шведов без особого труда отразил его удар. А под занавес встречи соорудил еще один 11-метровый, который четко реализовал Ракицкий.

Открыть видео

Во втором случае Дзюбе помогло как раз то самое актерское мастерство. Сюжет классический, примерно тот же, что и у Соболева в Уфе. Защитник «Мальме» Риекс в своей штрафной в прыжке слегка задевает зенитовца по лицу в области уха — тот заваливается и исправно исполняет роль пострадавшего: окунает голову в ладони, катается по газону, изображая дикую боль.

— Дзюба получает по лицу, да. И падает через две секунды. Не сразу боль пришла? Нокаут получил, а боль пришла нежданно-негаданно, через две секунды. Нельзя такие пенальти ставить в конце матча, — так в эфире «Матч ТВ» отреагировал на сомнительную сцену в штрафной шведов бывший полузащитник «Зенита» и «Спартака» Владимир Быстров.

Давайте абстрагируемся от личных отношений Быстрова с Дзюбой. Как эксперт Владимир высказался вполне объективно.

Кстати, такой же грешок был замечен за зенитовским бомбардиром в этом сезоне и раньше, в матче 9-го тура с «Крылышками». Только тогда он получил не по уху, а в пятку. Но суть от этого не меняется: защитник самарцев Солдатенков в борьбе за мяч слегка коснулся ногой тыльной стороны стопы Артема, тот тут же рассыпался как карточный домик — и арбитр Виталий Мешков немедленно указал на 11-метровую отметку.

Открыть видео

Спустя неделю Экспертно-судейская комиссия РФС признала ошибочным решение Мешкова назначить пенальти. Но что толку-то? У «Зенита» трех очков в таблице никто не отнимет, «Крыльям» не прибавит, а «артист» так и остался безнаказанным.

Нет сомнений, что судьи должны бороться с подобным позерством на поле, быть может, наказывать обманщиков за симуляцию. Вот только уж очень тонка грань: как понять, действительно ли пострадавший получил по зубам или скорее притворился, выпрашивая пенальти?

«Валяшка» Неймар

Любителей красиво упасть и обозначить страдальческие муки на поле хватает не только в нашем футболе. Одним из корифеев по праву считается нападающий «ПСЖ» и сборной Бразилии Неймар. Он и впрямь чрезвычайно талантлив, его действительно лупят по ногам, как мало кого еще, и все же Ней частенько переигрывает. Не проходит и матча, чтобы «хрустальный» бразилец не рассыпался, не покатался по травке после какого-нибудь столкновения.

На родине к трюкам Немара давно привыкли и прозвали его Cai-Cai. Как бы растолковать это понятие? У многих в детстве была такая кукла-неваляшка. Та, что возвращается в вертикальное положение, как бы ее ни наклоняли, как бы ни пинали. Так вот Cai-Cai — нечто прямо противоположное, эдакая «валяшка», которая падает при первом же прикосновении. Точная характеристика.

Кто больше достоин «Оскара»: Соболев или Дзюба?

Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

Мемов на тему Неймара-симулянта в интернете великое множество. А один из первых таких комичных эпизодов случился в игре Бразилия — Уругвай 26 июня 2013 года в Белу-Оризонти на Кубке конфедераций, на котором автор этих строк имел счастливую возможность присутствовать. Как раз тогда защитник гостей Вальтер Гаргано в борьбе за мяч случайно задел бразильца рукой так, что тот «улетел» в сторону, будто получил мощнейший боксерский удар. Наверное, с тех пор над Неймаром и стали посмеиваться.

Но все клоунские номера именитого бразильца, на мой взгляд, превзошел его соотечественник Дейверсон в недавнем финале Кубка Либертадорес «Палмейрас» — «Фламенго». Хохма случилась уже в добавленные к дополнительному времени минуты, когда команда из Сан-Паулу вела в счете 2:1 и всячески старалась тянуть время.

Форвард «Палмейрас», забивший, кстати, в этом матче победный гол, после остановки игры у линии ворот на чужой половине поля рванул назад, к своим владениям. На бегу его похлопал по спине главный арбитр Нестор Питана, тот самый, что судил матч открытия (Россия — Саудовская Аравия) и финал (Франция — Хорватия) нашего ЧМ-2018. Дейверсон же решил, что его толкнул кто-то из соперников, и тут же распластался на газоне, изображая из себя жертву насилия.

Открыть видео

Секунды спустя, поняв, в чем дело, сам «пострадавший» не смог скрыть улыбку на лице.

Вот это и впрямь мастерство перевоплощения! Такому и Дзюба с Соболевым могут позавидовать.

Добавить комментарий