Автоспорт

Быстры в любой ситуации. Какие российские гонщики добивались высоких результатов в различных дисциплинах автоспорта?

157

Еще полвека назад лучшие пилоты мира гонялись едва ли не на всем, что движется. Формула 1, «Индикар», Ле-Ман, кузовные гонки и даже ралли — по ходу одного и того же сезона в конце 1960-х — начале 1970-х годов один и тот же пилот мог побеждать в совершенно не похожих друг на друга гонках. А Джон Сертиз и вовсе стал чемпионом мира и в мотогонках, и в автогонках! Для начала «Большой Джон» стал в 1956, 1958, 1959 и 1960 годах лучшим на двух колесах, а затем в 1964 году добавил в свою копилку и титул в Формуле 1.

В XXI веке в чести узкая специализация, а строгие контракты пилотов Формулы 1 не позволяют им параллельно выступать в нескольких чемпионатах. Редкое исключение — Фернандо Алонсо, который помимо двух титулов в Формуле 1 также победил в «24-часах Ле-Мана», стал чемпионом мира по гонкам на выносливость (WEC), а также безуспешно штурмовал ралли-марафон «Дакар» и пытался выиграть «Инди 500». Мы вспомнили российских пилотов, которых с полным правом можно назвать универсалами.

Роман Русинов

На счету россиянина — множество титулов в международных гонках на выносливость: Русинов становился победителем чемпионата мира FIA WEC (2015), Европейской серии Ле-Ман (2018) и Азиатской серии Ле-Ман (2019/2020) в классе LMP2, а также серии Ле-Ман (2004) в классе GT. За рулем прототипов LMP2 Роман занимал первое место в легендарном суточном марафоне «24 часа Ле-Мана» (в общей сложности он поднимался на подиум этой культовой гонки четыре раза). Самые громкие победы Русинова связаны с гонками спортпрототипов и командой G-Drive Racing, в которой он с 2013 года совмещает роли пилота и спортивного директора. Этот проект оказался невероятно успешным — за десять лет выступлений в международных гонках на выносливость G-Drive Racing стала самым успешной командой класса LMP2, выиграв семь титулов во всех ведущих сериях марафонских соревнований: FIA WEC, ELMS и AsLMS. В рамках проекта команда уже 2 года сотрудничает с Московским Политехом, обучая молодых специалистов гоночному инжинирингу.

Но начинал свою карьеру Роман в гонках «формул». На заре карьеры россиянин побеждал в гонках Формулы-Renault 2.0, а в Формуле Palmer Audi стал третьим по итогам сезона. Позже Роман переключился на гонки на выносливость, причем сначала выступал на автомобилях категории GT: Maserati MC12, Lamborghini Gallardo и Murcielago, а также Audi R8.

Но все это кольцевые гонки, пусть и разной продолжительности и на совершенно разной технике, а в 2023 году Русинов решил сделать по-настоящему неожиданный поворот в карьере и пришел в ралли-рейды. Все началось с бахи «Золото Кагана», где Роман стал только восьмым в своей категории. Но это была лишь разминка перед главным стартом года — Международным ралли «Шёлковый путь», где пилот G-Drive Racing на протяжении всего марафона боролся с Сергеем Карякиным, триумфатором «Дакара» в зачете квадроциклов. Неплохо для первого раза!

При этом параллельно ралли-рейдам Русинов продолжает выступать в Российской серии гонок на выносливость REC (Russian Endurance Challenge). Роман с напарником Вадимом Мещеряковым одержал победу на первом этапе чемпионата на трассе Moscow Raceway, но главный старт сезона — впереди. 5 августа в рамках фестиваля GARAGE FEST Игора Драйв 2023 пройдет третий этап Российской серии гонок на выносливость REC — 4-часовой марофон на главной трассе Автодрома.

«В прошлом году это было по настоящему топовое событие. Почему? Потому что оно было проведено на высочайшем организационном уровне. В этом году это будет одним из главных событий в мире российского автоспорта. Это будет круто и для зрителей, и для болельщиков. Важно, чтобы событие получилось культовым и красивым. GARAGE FEST со временем позволит нам проводить топовое событие мирового масштаба», — рассказал Русинов в интервью «Матч ТВ».

Даниил Квят

В формульных сериях Квят — самый успешный из россиян. На его счету титул Формуле-Renault Alps и третье место в Евросерии Формулы-Renault, титул в GP3 и три подиума в Формуле 1. А после того, как уфимец лишился места в Формуле 1, он доказал, что может легко адаптироваться к совершенно разной технике. По первоначальному плану Даниил должен был дебютировать в Чемпионате мира по гонкам на выносливость в составе российской команды G-Drive Racing, но из-за бана российских спортсменов со стороны международной автомобильной федерации FIA этого не произошло. Но Даниил вновь не опустил руки, а принялся пробовать себя в разных дисциплинах.

Сначала Квят отправился в США, где принял участие в гонке Sprint Cup — топового дивизиона NASCAR на машине нового поколения, которая куда ближе к GT чем к привычному сток-кару: многорычажная задняя подвеска, диффузор, секвентальная коробка передач. К сожалению, низкий уровень его команды Team Hezeberg не позволил Квяту показать, на что он способен.

Зато по эту сторону океана Даниилу сопутствовал успех: он вернулся в Россию, чтобы впервые выйти на старт гонки в нашей стране, да еще и за рулем непривычного спортпрототипа — Квят составил компанию Роману Русинову в экипаже на G-Drive G01 во время 4-часового марафона Российской серии гонок на выносливость на шоссейно-кольцевой трассе Автодрома «Игора-Драйв», который прошел в рамках фестиваля GARAGE FEST. И уфимец с ходу добился успеха — их экипаж одержал победу, оставив позади и пилотов на Mercedes-AMG категории GT3, и других российских экс-пилотов Формулы 1 и призеров Ле-Мана на российских прототипах BR03: Виталия Петрова, Сергея Сироткина, Михаила Алешина и Виктора Шайтара. Но путь к первому месту не был устлан лепестками роз — окончательно закрепиться на первой позиции экипажу G-Drive Racing удалось лишь за 40 минут до финиша марафона, когда в команде удачно воспользовались режимом машины безопасности и смогли довести свой отрыв от экипажа SMP Racing др 30 секунд.

«Моя первая гонка вместе с Романом, моя первая гонка на выносливость — много кругов, много событий, много борьбы. Я рад, что на трибунах было много зрителей — рад всех вас видеть. Впереди нас ждет много ярких гонок!», — резюмировал Квят свое выступление на «Игора-Драйв» в интервью после финиша.

Квяту все же удалось блеснуть за океаном — на легендарной трассе в Шарлотт во втором дивизионе NASCAR, где выступают классические сток-кары с более простой аэродинамикой, зависимой задней подвеской и поисковой коробкой передач, Даниил боролся за топ-10 и в итоге завершил гонку на 15-м месте, что было воспринято американскими экспертами как успешное выступление.

В 2023 году Даниил стал заводским пилотом Lamborghini и будет готовить гиперкар SC63 к дебюту в Чемпионате мира по гонкам на выносливость в следующем году. В качестве собственной подготовки Квят дебютировал в «24 часах Ле-Мана» в младшей категории прототипов LMP2, но не смог добраться до финиша из-за аварии. Также на счету россиянина тесты в Формуле Е.

Аркадий Цареградцев

Все знают «Царя» как одного из лучших дрифтеров планеты и отцов-основателей дрифта в России. Но за плечами Цареградцева есть и «тайм-аттак», и кольцевые гонки. Более того, Аркадий начинал именно в соревнования на лучшее время круга за рулем Mazda RX-7. В середине 2010-х годов, уже будучи одним из лидеров российского дрифта, пилот попробовал себя в кольцевых гонках. В 2012–2014 годах параллельно участию в RDS Цареградцев выступал и в Кольцевом чемпионате GT4, где пилотировал Honda Civic, Seat Leon Supercopa и даже Lada Kalina!

На первый взгляд, между дрифтом и кольцевым гонками нет ничего общего: в «кольце» любое скольжение — потеря времени, а в дрифте — чем больше угол заноса, тем выше оценка. Тем не менее, Цареградцев регулярно повторяет, что кольцевой опыт — бесценен для любого дрифтера. Сам Аркадий одинаково хорош в обеих дисциплинах. В дрифте он побеждал в Drift Battle, дважды — в RDS Siberia, а в прошлом году, наконец, выиграл RDS GP. В кольце же на его счету титул в классе 2400 за рулем «Калины».

В 2022 году «Царь» после восьмилетнего перерыва вернулся в кольцевые гонки и принял участие в 4-часовом марафоне REC на «Сочи Автодроме» на ВАЗ-2105.

«Совершенно потрясающие ощущения. Это очень сложно, как оказалось — на первом круге я вспотел так, как не потею за весь этап на RDS GP, но потом приспособился — мне все же 50 минут нужно ехать, а не 30 секунд. Буду приспосабливаться!», — говорил Цареградцев перед стартом. И он приспособился! Несмотря на все сложности, Цареградцев на своей «классике» на равных сражался с конкурентами на куда более быстрых Mazda и BMW, но ряд технических проблем и ошибок команды не позволили победить в классе GT Light. По слухам, в сезоне 2023 года мы снова увидим «Царя» в кольцевых гонках. 

Добавить комментарий